Возрастные особенности первоклассников

5555Переход из дошкольного, в младший школьный возраст нередко сопровождается кризисом 7 лет.

Для кризиса 7 лет характерны: капризы, паясничание детей.

Нормы и правила школьной жизни порой идут вразрез с желаниями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться.

Дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность и напряжение.

Свое новое положение ребенок не всегда осознает, но обязательно переживает его: он гордиться тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение.

Формируется самооценка личности.

Первоклассник уже понимает, что оценка его поступков определяется прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей.

Дети возбудимы, легко отвлекаются, т.к. лобные доли больших полушарий не сформированы, они сформируются к 13 годам.

Особую роль в жизни школьника играет учитель, который выступает главным в его школьной жизни.

Период приспособления к требованиям школы у одних первоклассников  длиться 1 месяц, у других 1 четверть, у 3-их растягивается на 1-ый учебный год.

 

Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников

В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма первоклассника  могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.

Первоклассники отвлекаются быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Для детей характерна высокая утомляемость.

 

Чем можно помочь первокласснику?

Будьте искренне заинтересованы в школьных делах ребенка.

Серьезно отнеситесь к его первым достижениям и возможным трудностям.

Ребенок может ошибаться, это нормально.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения ребенка.

Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка – поможет почувствовать значимость своей деятельности, способствует повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

Если вас что – то беспокоит в поведении ребенка, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

 

77

 

 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Ребенок “не слышит” учителя, не справляется с его заданиями, невнимателен и рассеян на уроке.

Рекомендации родителям: Не расстраивайтесь, на первых порах такое случается со многими малышами. Может быть, все еще сказываются проблемы адаптационного периода. Попросите учителя определить, меняется ли ситуация к лучшему с течением времени или ребенок “отсутствует” большую часть урока точно так же, как и в первые дни учебы. И если положение не исправляется, дело вовсе не в сложностях привыкания к школе. А в чем же? Причин здесь может быть несколько. Остановимся на основных из них.

Причина первая.     Вашему малышу пока еще трудно следовать правилам и требованиям.
Вероятно, он не умеет слушать трудные задания, работать по предложенному учителем образцу, четко выполнять поставленную на уроке задачу. Возможно, при поступлении в школу ребенка тестировал психолог и заранее предупредил об имеющейся проблеме? Тогда отложите все дела и … садитесь играть с малышом в шашки. Конечно, сначала его нужно научить, но с этим вы справитесь, если будете терпеливы и доброжелательны. А, может быть, и шахматы “осилите”? Было бы замечательно! Ну, а особо непоседливым ребятишкам наверняка понравится игра “Крестики-нолики”, ведь занимает она всего несколько минут. Можно предложить любые развивающие интеллектуальные игры, где необходимо не только планировать свои действия, но и предусматривать ход, который может сделать партнер.

Причина вторая. Усталость в конце дня испытывают все: и взрослые, и, конечно, дети. Это естественно и не требует объяснения, после любого умственного или физического труда наступает утомление. Но чувство утомления бывает и утром. Такое утомление может быть связано с новым режимом дня, который изменился с поступлением в школу, связан с недосыпанием, поездкой в транспорте, подготовкой уроков дома. Постоянная усталость может перейти в переутомление, характеризующееся сонливостью, вялостью, апатичностью. Ребенок допускает много ошибок, уже после первого урока жалуется на усталость. Переутомление несет ущерб не только здоровью, но и учебе. Почему ребенок с первого класса из жизнерадостного и активного существа должен превратиться в великомученика и тащить непосильную тяжесть, именуемую школой?
Учебные занятия требуют отдачи, но общая нагрузка создается множеством небольших, с точки зрения взрослого, незначительных моментов: встать на полчаса раньше, проехать несколько остановок на автобусе. Но это требует дополнительных усилий, значительных для ребенка. Для детей, воспитывавшихся дома, переход в новую школьную обстановку сам по себе труден, а необходимость поездок на общественном транспорте усугубляет положение.
Начальный период обучения – это период адаптации к условиям школы, он сопряжен с большой психофизиологической перестройкой ребенка. Напряжение очень быстро сказывается на всех системах организма: дети теряют в весе, замедляется рост, уменьшается сопротивляемость организма к заболеваниям. Такие дети составляют «группу риска», часто болеют простудными заболеваниями. Общее физическое состояние сказывается на умственной работоспособности, на эмоциональной сфере ребенка.
Важно, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрасту, индивидуальным возможностям ребенка. Кроме того, силы человеческого организма в течение дня меняются. Это связано и с естественным физиологическим ритмом, и с характером деятельности. У детского организма есть еще и свои особенности: он более хрупок, раним, быстрее устает. Поэтому любая деятельность не должна быть слишком продолжительной. Обычно перемены между уроками достаточно, чтобы отдохнуть, но, если ученик переживает неудачную отметку, полученную на предыдущем уроке, волнуется по поводу несделанного домашнего задания, пытается подготовиться к уроку, то утомление быстро накапливается.
После учебных занятий в школе необходим отдых перед подготовкой домашних заданий. Важно, в какие часы дня делать домашнее задание. Самые продуктивные часы – с 16 до 17, наименее удачное время – вечернее, когда ребенок может заниматься любимым делом, готовиться ко сну. Ребенок может жаловаться на головную боль. Это может быть и следствием какого-то заболевания, но чаще – это результат утомления. Если ребенок жалуется на головную боль часто, оставлять без внимания этот факт никак нельзя. Повторяющаяся головная боль, частые слезы, длительное засыпание и затрудненное пробуждение – признаки умственного переутомления, главным лекарством от которого может быть только полный и продолжительный отдых. У некоторых детей состояние крайней усталости выражается в чрезмерной возбудимости, расторможенности. Они могут быть шумны, агрессивны, несдержанны. Реакции их бурные: они не говорят, а кричат, не смеются, а хохочут.
Утомление с точки зрения физиологии имеет защитную функцию. Чувство усталости заставляет человека добиваться отдыха, необходимого организму. Необходимость в отдыхе нельзя ничем заменить. Переключение даже на самое интересное развлечение дает только временную отсрочку и может даже увеличить в конце концов утомление. Дети, живущие по строгому режиму, для которых отводится строгое время для отдыха от и до, не всегда могут снять утомление в отведенные им границы времени.
Большую утомляемость вызывает труд, когда человек переживает за результат, волнуется за оценку, то есть испытывает нервно-психическое напряжение. Излишние эмоции работают на утомление. Положительные эмоции помогают отвлечься от усталости, но для окончательного восстановления сил необходим хороший полноценный отдых, который должен включать обязательные прогулки на воздухе и продолжительный сон. Все это невозможно без правильного режима дня, организовать который должны родители.

Причина третья: Внимание

Конечно же все родители хотят, чтобы учение давалось ребенку легко. Не секрет, что одни дети схватывают все на лету, а другие усваивают материал медленнее. Подчас это происходит из-за невнимательности. Каждый человек за единицу времени воспринимает разное количество информации.

Развитие способностей внимания у детей — необходимая основа их хороших отметок в школе. Эти способности складываются из умения сосредоточенно (не отвлекаясь) работать над заданием — концентрации внимания; держать в поле своего зрения всю необходимую рабочую информацию — объема внимания; контролировать соблюдение всех условий выполнения какого-либо учебного задания — распределения внимания; выделять из отвлекающего окружения (фона) только ту информацию, которая необходима для работы или задана условиями задачи. Немаловажной является способность малыша достаточно долго не уставать при длительном выполнении какого-либо задания — выносливость, устойчивость внимания.
Не отчаивайтесь, если ваш ребенок бывает рассеян. Внимание можно тренировать. В этом вам помогут веселые игры и задания, которые сделают занятия с малышом не только полезными, но и увлекательными.

Плохое поведение на уроке

Учителя жалуются не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Такой ученик нарушает общие нормы дисциплины. Что делают взрослые, узнав об этом? Они наказывают сорванца. Парадокс, но таким образом они его поощряют — наконец-то уделяют внимание маленькому разбойнику! Истинное же наказание — лишение внимания.
Любые эмоциональные проявления со стороны взрослого, как положительные (похвала, доброе слово), так и отрицательные (крик, замечание, укоры), лишь провоцирует демонстративное негативное поведение.
Совет: игнорируйте скандалиста, но поощряйте и хвалите чадо, если оно умудрилось сделать что-то без вашего участия.

 Лень

Причины:

—   малыш не видит причин «грызть гранит науки», у него нет стимула;
— таким образом кроха старается избегать неудач, неуспеха;
—  темперамент ребенка. Он трудится добросовестно, но медленно, и родителям кажется, что маленькому ученику просто «лень шевелиться», они начинают его подгонять, раздражаются, проявляют недовольство, а ребенок же чувствует себя плохим.

— если ребенок предельно избалован и заласкан, то в школу идти он не хочет. Зачем? Ведь ему хорошо в роли маленького диктатора, которому все пытаются угодить.

— пример, который перед глазами. Родители, которые закончили несколько институтов, живут от зарплаты до зарплаты.

Наиболее часто отказ от учебы связан с тем, что ребенок однажды получил пробел в знаниях и ему трудно догнать остальных. Причиной этого может быть не только болезнь: если в семье неблагополучная обстановка, у ребенка вообще может пропасть стремление к учебе. У детей в любых стрессовых ситуациях исследовательский рефлекс уступает место рефлексу самосохранения: когда чувствуешь опасность и стараешься уберечься от нее, тут уж не до обучения. Иногда ребенок отстает в учебе из-за скрытых проблем со здоровьем: одна из самых частых причин — утомляемость или плохое зрение (о чем порой не знают ни родители, ни учителя). Проще предупредить явление, чем избавляться от него. Поэтому изначально очень важно дать ребенку возможность общаться с другими детьми. Не надо бояться возможных трудностей общения! Ваша задача — не оградить ребенка от конфликтов, а научить справляться с ними достойно. Не заставляйте всю семью вращаться вокруг дитяти, даже если оно у вас единственное. Готовьте ребенка к тому, что не все его прихоти будут выполняться в жизни. В то же время опасна и другая крайность — полное отсутствие внимания. Золотая середина — поощрять детскую самостоятельность, но в то же время не отказывать в помощи, когда ребенку это необходимо. И главное — не отбивайте у ребенка желание стать взрослым, не показывайте, что это сплошные проблемы и обязанности. В конце концов, если родители, как представители взрослого мира, будут счастливы сами, захочет стать таким же и ребенок. И учеба в школе, как ступенька к взрослости, будет ему приятна, важна и необходима!

    — ни в коем случае не сравнивайте посредственные результаты дочери или сына с каким-либо эталоном, с требованиями школьной программы или достижениями других, более успешных учеников. Любое сравнение даст только отрицательный результат. Малыш не потянется к тому, кто пример №1 в классе, а замкнется и, может быть, перестанет дружить с этим ребенком;
— обязательно хвалите своего «знайку» за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал три ошибки, а в сегодняшнем — две, это нужно отметить как реальный успех. Он должен быть оценен искренне и без иронии;
— показывайте ребенку, что вы его любите не за хорошую учебу, а просто потому, что он ваше собственное дитя;
— нельзя допустить, чтобы малыш замкнулся на своих школьных неудачах. Надо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен самоутверждаться. Это впоследствии обязательно скажется и на школьных делах.
И помните, дорогие мамы и папы, что следует терпеливо ждать успехов. Школа и предметы, которые там преподают, должны как можно дольше оставаться сферой щадящего оценивания. Ведь то, насколько удачно сложится тандем «ученик-учеба», во многом зависит от терпения и внутреннего такта родителей.

 Памятка для родителей первоклассников

Проявляйте внимание к школьным делам своего ребенка, но не воспринимайте его неудачи в учебе как личный провал.
Ознакомьтесь с требованиями учителя. Часто дети спорят с родителями, доказывая, что у них принято не так.

Присаживайтесь рядом с ребенком не как надсмотрщики, а как помощники: подправить, посоветовать, вместе поискать.
Иногда ребенку полезно «получить, что заслужил». Если он регулярно забывает записать домашнее задание или сделать устные уроки, имеет смысл дать ученику возможность понести наказание за свою невнимательность или леность.
У первоклашки должно быть свое постоянное рабочее место, где ему будет удобно и приятно заниматься.
Ни в коем случае не позволяйте ребенку садиться за уроки при включенном телевизоре, радио, компьютере. По возможности создайте ему на время подготовки домашних заданий спокойную и тихую обстановку.
Собирать портфель первоклассник должен сам, ничего не забыть ему поможет список предметов и расписание занятий.
Самое главное — не отбить у первоклассника интерес и желание учиться. Ребенок, успешный хотя бы по одному предмету (пусть это «всего лишь» физкультура или пение), позитивно относится к школе и способен преодолевать неудачи на других уроках.
Не делите предметы на важные и второстепенные, не внушайте это сыну или дочери. Может так случиться, что он сочтет неважным математику или русский язык, и вы никакими силами не докажете обратное.
Учатся не ради оценок, а ради знаний. Старайтесь показывать ребенку практическое применение тех знаний, которые он получает в школе. Например, задачи на расстояние и скорость помогут рассчитать время, которое он затратит на поездку от школы до бассейна. А умение грамотно писать позволит не «краснеть» за содержание писем, отправляемых по электронной почте.
Интересно, что в советской мультипликации существует довольно много поучительных мультфильмов о важности прилежания в учебе, высмеивающих лень и нерадивость.

 

Темпераменты детей

     Вероятно, нет сейчас таких родителей, которые не слышали бы о различных типах темперамента детей. Напомню, что обычно выделяют 4 типа темперамента:

  холерик

  сангвиник

  флегматик

  меланхолик

Важно отметить, что чистых типов темперамента почти не встречается. Однако какой-либо из них доминирует у ребенка. Обычно в дошкольном возрасте тип темперамента вырисовывается достаточно отчетливо. Поговорим о том, какие трудности могут возникнуть у детей различных темпераментов в связи с привыканием к процессу обучения.
Ваш ребенок – холерик
Пожалуй, больше всего проблем с привыканием к школьной дисциплине возникает у детей холерического темперамента. Они активны и энергичны, но, к сожалению, могут быть и гиперактивными, сверхэнергичными. Если ребенок-холерик “разошелся” во время игры, ему очень трудно успокоиться или перейти от активной деятельности к занятиям, например, письмом или счетом. А главное, ему не только трудно переключаться, но для него вообще сложны любые занятия, требующие усидчивости и внимания, размеренной работы. Он неутомим, когда речь идет о двигательной активности (занятия физкультурой, интеллектуальные занятия, состоящие преимущественно из активного общения, а не пассивного слушания).
Детям-холерикам тяжело сдерживать свои эмоции, а усидеть на одном месте им просто не под силу! Представьте себе, как поведут себя такие активные и подвижные ученики в школе. Некоторые учителя жалуются, что уже с первых минут они мешают вести урок, отвлекают от занятий других детей. Причем считается, что нарушают дисциплину дети специально, т.к. связывать поведение малыша с его темпераментом не принято. Не понимая, что от ребенка в данной ситуации ничего не зависит, учитель приходит к выводу, что тот просто не хочет слушаться, плохо к нему относится. Затем принимает соответствующие меры для устранения проблемы (приучает ребенка к дисциплине, наказывая за “неправильное” поведение, разговаривает с ним строже, чем с другими и т.д.)
В подобной ситуации ваш малыш будет жаловаться на то, что других детей учитель любит, а на него только сердится и даже кричит, не хочет спрашивать и вызывать к доске (именно поэтому он трясет рукой, вскакивает с места и выкрикивает ответы, когда его не просят). Ребенок вас не обманывает – он просто рассказывает о том, что чувствует. Нетрудно догадаться, что учитель назовет вашего малыша неуправляемым, обвинит его в том, что он мешает работать детям и все время требует к себе внимания, хочет отвечать, когда опрашивают других учеников, не может спокойно сидеть и слушать объяснения, а пытается вступить в диалог и т.д. Поверьте, и учитель недалек от истины. При традиционной системе обучения, в классе из 25 – 30 человек дети должны уметь сидеть тихо и спокойно на протяжении достаточно длительного отрезка времени, слушать при этом объяснения учителя и ответы других учеников, не вступать в диалог, при быстром выполнении задания молча ждать, пока работу закончат более медлительные товарищи и т.п.
Что же можно посоветовать родителям, чьи дети проявляют явные признаки холерического темперамента? Статья адресована мамам и папам первоклассников, но, возможно, ее читают и родители дошкольников. Им стоит порекомендовать следующее:

  заранее подыскать школу, в которой обучение ведется по авторским программам, предусматривающим ведение уроков в нетрадиционной форме (например, совместный поиск необходимого решения вместо традиционного объяснения, позволяющий ребенку быть не пассивным слушателем, а активным соавтором учителя и т. п.)

  попробовать найти учителя, который на начальной стадии проводит обучение игровыми методами. Это во многом облегчит приспособление к школе;

  записать малыша на подготовительные курсы при школе (о таких курсах говорилось выше). Там ребенок постепенно будет приучаться к требованиям дисциплины, к регламентации времени и действий и т.д.

А родителям первоклассников следует запастись терпением. Темперамент ребенка изменить невозможно, да и не нужно. Ведь нет плохих и хороших темпераментов, все они имеют свои сильные и слабые стороны. Родители детей-холериков должны сами стремиться выработать у своего малыша такие качества, как усидчивость, терпение, приучать к дисциплине. Ведь это так пригодится ему в дальнейшем! Поговорите с учителем, расскажите об особенностях вашего ребенка, постарайтесь совместными усилиями свести к минимуму все трудности адаптационного периода.

Ваш ребенок – сангвиник
Скорее всего, проблем у вас гораздо меньше, чем у других родителей. Дети-сангвиники обычно жизнерадостны, энергичны, легко включаются в работу, быстро привыкают к требованиям дисциплины. Конечно, и ваш ребенок может сначала растеряться, попав в непривычную для него среду. Но очень скоро в классе у него появится много друзей и интересных дел, так что в школу малыш будет ходить без капризов и даже с удовольствием.

Ваш ребенок – флегматик
Пожалуй, вашего малыша назовут одним из самых дисциплинированных в классе. Ведь ему совсем нетрудно выдержать 30 – 35 минут урока, сидеть тихо и спокойно. Однако могут возникнуть проблемы, связанные с замедленными реакциями ребенка. Особенно сложно бывает ученику флегматику успеть за темпом урока учителя-холерика. Конечно, было бы идеально, если бы темпераменты преподавателя и учащихся совпадали, но так бывает далеко не всегда. Вам обязательно нужно поговорить с учителем, рассказать, что малыш может иногда не сразу ответить на его вопрос не потому, что он не выучил урок или чего-то не знает. Просто ребенок медленнее реагирует на вопросы, заторможен, не может быстро включится в работу. Нельзя ругать малыша за медлительность, ему необходимо давать время на то, чтобы подготовиться к ответу, переключится с одного вида деятельности на другой.
Родители значительно облегчат адаптацию ребенка-флегматика к темпу уроков, если почаще будут проводить с ним игры с элементами соревнования (“Кто быстрее ответит”, “Кто быстрее найдет” и т.п.) Если имеется возможность поиграть с группой детей, предложите им веселую и увлекательную игру “Быстрые ответы”. В быстром темпе детям, стоящим на одной линии, задаются вопросы, на которые нужно ответить сразу же, без долгого раздумывания. Вопросы самые простые, и на них можно отвечать не только буквально, но и шутливо. Например, на вопрос: “Почему мороженое холодное?” – можно ответить: “Потому что оно в холодильнике”. Ответивший на вопрос делает шаг вперед. Тот, кто первым достигает финишной черты, выигрывает. Он становится ведущим в следующей игре. Очень полезными будут также игры с мячом: футбол, волейбол, внезапное бросание мяча друг другу, сопровождающееся словами “на”, “держи”, “лови”, “бросай”, “поймай”.

Ваш ребенок – меланхолик
Проблем со школьной дисциплиной у вашего малыша, скорее всего, не возникнет. Однако учиться ребенку, возможно, будет трудно, ведь из всех типов темпераментов меланхолический – единственный слабый. А это значит, что малыш не может выдерживать длительных умственных нагрузок. Он быстро устает на уроках, нуждается в частых перерывах, более длительном отдыхе.
Дети-меланхолики очень чувствительны, болезненно реагируют на любые замечания учителя, не выносят резких и грубых замечаний в свой адрес. То, что другие воспримут как пустяк, для них – трагедия. Нелегко складываются у ранимых детей отношения с одноклассниками. Любой незначительный конфликт может надолго вывести их из состояния равновесия. Как следствие – слезы, нежелание идти в школу, жалобы на грубость детей и недоброжелательность учителя.
Не пытайтесь “переделать” своего ребенка, ни в коем случае не ругайте за плаксивость, обидчивость и т.д. А вот помочь адаптироваться к школьной жизни, поддержать его в трудную минуту вам под силу. Расскажите малышу, что не следует отчаиваться в самой, казалось бы, неприятной ситуации (не все так плохо, как кажется). У всех людей бывает неважное настроение или самочувствие, в этот момент они не так любезны, как хотелось бы, могут невежливо ответить, резко оборвать собеседника. Не следует воспринимать это как личную трагедию, а просто постараться не обращать на такие вещи внимания, не переживать по любому поводу.
Что касается быстрой утомляемости ребенка, то помочь смогут частые перерывы, физкультминутки, проводимые как во время домашних занятий, так и на уроках в школе. Поговорите с учителем, выясните, как он работает с детьми. Менее всего вашему малышу подойдет преподаватель авторитарного типа, проводящий занятия в жесткой манере. Идеальный вариант – учитель, ведущий уроки в игровой форме, с использованием интервалов для эмоционально-психической разгрузки. В любом случае можно убедить учителя учитывать темперамент вашего ребенка, который при всем желании не может быть таким работоспособным, как, скажем, сангвиник.

Return to Top ▲Return to Top ▲