Обществоведение

Как подготовить реферат

1. Выберите тему реферата. Она должна быть актуальной, проблемной и конкретно сформулированной. Необходимо четко представлять, какой смысл кроется в формулировке темы, какого теоретического и фактического материала она требует.
2. Составьте план реферата.
3. Подберите литературу по заявленной теме. Сделайте все необходимые выписки.
При работе с первоисточниками нужно помнить следующее:
• Необходимо использовать несколько источников. Практика показывает, что их должно быть не менее трех.
• Учитывайте сроки издания различных источников и их восприятие через призму времени и событий.
• Обратите внимание на цель, время и историю написания первоисточника.
• Прочитайте текст. Разбейте его на смысловые части, выделите непонятные слова, найдите их значение.
• Сформулируйте вопросы и найдите в тексте ответы на них.
• Сделайте все необходимые выписки, запищите цитаты (обязательно укажите страницу). Стремитесь к кратким записям. Отделяйте одну мысль от другой.
• Материал из каждого источника лучше записывать на отдельном листе.
Памятка для сравнительной характеристики:
• Установите цель сравнения.
• Убедитесь, что материала достаточно, чтобы проводить сравнение.
• Найдите черты сходства и различия в объектах или явлениях.
• Запищите выводы.
4. Напишите реферат, используя рекомендации по составлению конспекта.
Конспект — краткое письменное изложение содержания текста, более полное, чем тезисы. Конспект полно отражает главное в содержании текста. Помните, что полно не означает подробно.
Конспект должен быть небольшим по объему. Записать текст кратко — значит, изложить его содержание больщей частью своими словами (исключение составляют цитаты, правила, законы и т. п.).
• Определите цель составления конспекта.
• Внимательно ознакомьтесь с текстом первоисточника.
• Свои выводы подтверждайте цитатами. Не искажайте мысль автора.
• Выделите слова, фразы, абзацы.
• Пишите четко и разборчиво.
• Выделите главное текстовыделителем.
Реферат всегда имеет введение, основную часть и заключение.
Введение объемом до 2-3 страниц содержит мотивацию и актуальность выбранной темы, цель написания реферата.
Основное содержание темы раскрывается на 10-15 страницах. Обязательно нужно показать различные точки зрения или разные подходы к трактовке выбранной проблемы (темы реферата). Материал нужно разбить на смысловые части — главы. Каждая глава имеет свое название и заканчивается выводом.
В заключение обязательно выразите свое отношение к изложенной теме. Выводы заключения не должны противоречить выводам по каждой главе.
5. Прочитайте реферат и отредактируйте его. В тексте нельзя допускать сокращений в написании наименований, названий, слов. Текст записывается на одной стороне листа формата А-4.
6. Правильно оформите реферат.
На титульном листе укажите полное наименование образовательного учреждения, тему реферата, сведения о себе и руководителе, год написания реферата. В соответствии с законодательством образец титульного листа разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно на основании требований ГОСТа.
Далее вложите два чистых листа для рецензии.
Лист «Содержание» — это перечень названий структурных частей реферата. Обязательно укажите начальную страницу каждой части.
Помните, что каждая глава должна начинаться с новой страницы.
В тексте после каждой цитаты в скобках нужно указать номер, под которым этот источник записан в списке используемой литературы.
Список используемой литературы оформляется в алфавитном порядке.
Сначала записываются фамилия и инициалы автора книги, учебника, монографии и т. п. Затем название без кавычек, город, название издательства, год издания, номер издания.
Для статьи обязательно указать название СМИ, год и дату издания.

Защита реферата

1. За две-три недели до дня защиты нужно отдать реферат на рецензирование. Это необходимо для того, чтобы заранее знать мнение рецензентов и подготовить контраргументы и ответы на вопросы. Если реферат предназначен для публичного выступления, нужно предположить аргументы «за» и «против» возможных оппонентов.
2. Выступление должно быть не более 10-15 минут. Автор называет тему реферата и объясняет свой выбор и актуальность темы. Далее необходимо кратко охарактеризовать использованные источники. Затем кратко изложить основные идеи работы и выводы. В ходе выступления нужно обязательно высказывать свое аргументированное мнение.
3. Затем слушатели задают вопросы. Отвечать на них следует корректно, кратко и четко.
4. Если была рецензия, ее зачитывает учитель. В противном случае выступает оппонент.
5. Автор реферата выступает с заключительным словом.

Памятка для оппонента (референта)

1. Выскажите сначала общее впечатление о работе или устном выступлении.
2. Оцените знание материала, логику его изложения.
3. Отметьте умение сравнивать, выделять главное, отстаивать свое мнение, а также охарактеризуйте речь: эмоциональность, грамотность, образность.
4. Сделайте вывод о работе и оцените ее.

Как составлять логические схемы блоков знаний

1. Внимательно изучите текст источника информации. Составьте план материала в соответствии с заявленной темой.
2. Выделите на основе умозаключений обобщающие понятия и категории, объединяющие всю необходимую информацию: они связаны с заголовками разделов и подразделов.
3. Учитывая взаимосвязи между понятиями и категориями, составьте логическую структуру. это может быть «древо знаний» — иерархическая структура. Если понятия, категории, факты связаны хронологически, то можно построить хронологические таблицы.
4. Для простоты схематического представления нужно использовать минимальное количество схемных элементов и их связей. Определите целевую и смысловую значимость категорий и понятий, их иерархическое расположение в пространстве схемы (например, основные, вспомогательные и т. п.). Согласуйте элементы и связи внутри всех схем, например, используйте одно и то же написание одинаковых понятий: гос-во — государство, О. — общество. Для лучшей наглядности можно использовать средства графики, цвет, различные формы (таблицы, цифровой, диаграммный иллюстративный материал).
5. Прочитайте текст еще раз, сверяясь с логической структурой.
При необходимости внесите коррективы.

Как работать с газетными и журнальными публикациями

1. Начните знакомство с материалом с заголовка. Как правило, в заголовок выносятся ключевые слова, отражающие главную идею статьи и привлекающие внимание читателя.
2. Подзаголовок, следующий за названием статьи, рассказывает, кем подготовлена информация (репортером или информационным агентством), где произошли комментируемые события и когда; может содержать дату написания статьи.
3. Текст раскрывает содержание статьи. Обратите внимание, на каких фактах автор заостряет внимание, какой характер носят комментарии к ним.
4. Какую идею поддерживает или опровергает фактический материал? Как правило, идея или проблема формулируются кратко и четко.
5. Если сравниваются разные точки зрения, обратите внимание на аргументацию позиций.
6. Подумайте, чем объясняются позиции авторов (сходные или различные) по отношению к одному и тому же событию, идее, проблеме.
7. Чья точка зрения вам кажется более убедительной? Чью точку зрения вы поддерживаете? Свой выбор обоснуйте.
8. Если ваша точка зрения или оценка отличаются от изложенных, четко сформулируйте и аргументируйте свою позицию.

Виды исследовательских работ

Доклад имеет следующую структуру:
• в кратких вводных замечаниях определяется научно-практическая значимость заявленной темы;
• далее формулируется сущность темы, предлагаются обоснованные научные предложения, — основные выводы и предложения.
Тезисы доклада содержат:
• основные положения доклада;
• основные выводы и предложения.

Научная статья может иметь следующую структуру:
• заголовок;
• вводные замечания;
• краткие данные о методике исследования;
• анализ собственных научных результатов и их обобщение;
• выводы и предложения;
• ссылки на цитируемую литературу.
Научный отчет — это:
• краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы;
• значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики;
• детальная характеристика применявшихся методик и методов;
• новые научные результаты;
• заключение, подводящее итоги расследования и формулировку, сущность нерешенных вопросов;
• выводы и предложения.
Реферат состоит:
• из вводной части;
• основного текста;
• заключительной части;
• списка литературы;
• приложений.
Монография содержит:
• введение;
• подробное и всестороннее освещение какой-либо проблемы или темы;
• выводы по каждому разделу (главе);
• заключение.
Как писать обществоведческое эссе?
Эссе́ (из французского essai «попытка, проба, очерк», от латинского exagium «взвешивание») — прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, в котором автор выражает свою индивидуальную позицию, размышления по какому-либо вопросу. Главную роль в эссе играет не описание фактов, а выражение впечатлений, раздумий, ассоциаций. Стиль эссе проявляется в особом синтаксисе — множестве неполных предложений, вопросительных и восклицательных конструкций.
Тема эссе по обществознанию обычно  формулируется в виде высказывания известного автора. Вам необходимо объяснить, как вы понимаете смысл высказывания, выразить свое отношение к нему, выявить разные аспекты смысла и противоречия в высказывании, аргументировать свою позицию с помощью теоретических положений обществоведческого курса и примеров из личного опыта и общественной жизни.
1. Определите смысл высказывания, ответив  на вопрос: что хотел сказать автор?
2. Выявите  основные аспекты проблемы, ответив на вопросы: Что можно противопоставить позиции автора в историческом, культурном, морально–этическом смысле?  Возможны ли иные позиции, подходы к проблеме, трактовки понятий и образов, исключения из общего правила? Выберите аспект проблемы, который вы будете рассматривать подробно.
3. Сформулируйте свое отношение к высказыванию, ответив на вопросы: Согласен ли я с автором? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу? Насколько высказывание актуально?
4. Определите обществоведческие термины, обобщения, закономерности, необходимые вам для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне. Ответьте на вопросы: Какие известные вам из курса обществознания понятия и термины вы должны использовать? Какие теоретические обобщения вы должны учесть?
5. Отберите факты, примеры из истории, современной общественной жизни и личного социального опыта, подтверждающие  вашу позицию, ответив на вопрос: Какими конкретными фактами вы можете подтвердить свое мнение?
6. Составьте на черновике план вашего сочинения. Напишите  текст эссе. Перечитайте его.
Пример работы с черновиком для эссе на тему высказывания И. Шерра: «Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой».

1 .Смысл высказывания Автор считает неравенство людей естественным
2.   Многоаспектность

 Неравенство можно рассматривать в разных смыслах: психофизическое, социальное, правовое. Первое, действительно, естественно; о социальном можно спорить; требование равенства всех людей в правах – одна из основных ценностей современного мира.

3. Свое мнение .

Можно согласиться с автором лишь частично. С одной стороны, есть разные виды неравенства. С другой стороны, социальное неравенство является не только источником развития человеческого общества, но и вызывает острые конфликты

4. Основные обществоведческие понятия

Социальная структура общества, социальная дифференциация, социальная стратификация, критерии социальной стратификации, социальные слои, правовое государство, социальная справедливость.

5. Основные теории

 Теория социальной стратификации П. Сорокина, идеи утопического социализма Т. Мора, Р. Оуэна, К. Маркса.

6. Примеры .

Неудачные попытки построить общество всеобщего равенства в СССР. Резкое различие в уровне доходов высших и низших слоев современного российского общества. Социальные революция как последствия резкого социального неравенства

На что следует обратить внимание при написании эссе

1. Стоит заметить, что в историческом образовании, с которым мы имеем дело, не существует абсолютно «правильных» или «неправильных» ответов на вопросы, как это бывает в физике или математике — существуют только более или менее аргументированные точки зрения.
2. Окончательная отметка (балл) за эссе, как правило, проставляется за идеи, собственные суждения учащихся и их аргументацию.
3. При выдвижении собственной позиции в центре внимания оказывается:
а) способность (возможность) критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргументацию других;
б) способность понимания, оценки и установления связи между ключевыми моментами любых проблем и вопросов;
в) умение дифференцировать, что является более, а что менее важным;
г) умение понимать аналитические подходы и модели;
д) готовность дифференцировать противоположные подходы и модели и их применение.
4. Выигрывают те работы, которые написаны коротко, четко и ясно.

Чего следует избегать при написании эссе

1. Непонимания сути заявленной темы.
2. Отсутствия структурированности в изложении.
3. Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы).
4. Использования риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств).
5. Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.
6. Слишком обширной описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.
7. Изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без высказывания собственной позиции.

Return to Top ▲Return to Top ▲